Нотариальные гарантии для эффективной медиации — в повестке дискуссии в Совете Федерации
8 декабря в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Основные подходы к актуализации законодательства Российской Федерации в сфере медиации». В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, общественных и образовательных организаций, судебные эксперты, нотариусы и практикующие медиаторы.
Заседание открыл член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Руслан Смашнев.
«Медиация — это переговоры между спорящими, для проведения которых привлечен независимый и беспристрастный посредник с целью поиска наиболее благоприятного решения, которое будет одинаково выгодно обеим сторонам, — напомнил сенатор. — При этом медиация затрагивает широкий спектр сфер, включая семейные, трудовые, коммерческие, образовательные и даже международные споры».
О роли нотариусов в повышении эффективности и популяризации медиации, а также о возможных направлениях совершенствования законодательства в этой сфере рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Он отметил, что Закон о медиации в РФ вступил в силу в 2011 году, и уже 15 лет этот институт развивается и все активнее внедряется в российскую правовую систему.
«Очевидно, что при грамотном применении медиация может быть удобным и быстрым механизмом разрешения споров как для граждан, так и для юридических лиц, — указал глава российского нотариата. — Это имеет значимый эффект и в масштабах государства — снижается нагрузка на суды, экономятся бюджетные средства, связанные с судопроизводством».
Нотариат, со своей стороны, поддерживает внедрение медиативных подходов для мирного урегулирования конфликта и сохранения отношений спорящих сторон в правовой плоскости. Повышению эффективности и привлекательности медиации способствует предусмотренная с 2019 года законом возможность нотариального удостоверения медиативных соглашений, подчеркнул Константин Корсик.
Медиативное соглашение в нотариальной форме обладает исполнительной силой. Если одна сторона не исполняет условия договора, вторая может напрямую обратиться к судебному приставу для начала исполнительного производства. Ежегодно спрос на нотариально удостоверенные медиативные соглашение растет на 10-15%.
Таким образом, печать нотариуса на медиативном соглашении позволяет в полной мере защитить права его сторон, а также снизить риск злоупотребления правами недобросовестными участниками спора. При этом гарантируется выполнение договоренностей, достигнутых по итогам процедуры медиации, а сам конфликт решается с наименьшими временными и финансовыми затратами для обеих сторон.
«Также, будучи квалифицированным независимым юристом, нотариус помимо прочего контролирует законность медиативной процедуры, — подчеркнул глава российского нотариата. — Он проверяет осознанность и добровольность действий сторон, соответствие их воли волеизъявлению, разъясняет юридический смысл каждого пункта договора».
Кроме того, в феврале этого года в силу вступил закон, направленный на усиление противодействия использованию медиативных соглашений в схемах незаконных финансовых операций. Согласно нему нотариус проверяет действительность обязательств, из-за неисполнения которых стороны заключают медиативное соглашение. Для этого нотариус запрашивает, а заявитель обязан представить банковский документ, подтверждающий передачу денег заемщику. Достоверность этого документа нотариус проверяет посредством электронного запроса в банк.
Говоря о препятствиях к широкому распространению медиации, глава российского нотариата пояснил, что большинство из них связана с особенностями самого медиативного подхода.
Прежде всего, речь идет о принципе добровольности. С одной стороны, он сохраняет для участника спора свободу выбора дальнейших действий, освобождает его от рисков давления с третьей стороны. Но с другой — лишает медиативный метод смысла в случае, если одна из сторон меняет свое мнение в отношении ранее закрепленных договоренностей. Впрочем, эту проблему во многом помогает решить нотариальное удостоверение медиативного соглашения.
Риски несет в себе и возможность неоднократного продления медиативной процедуры, что лишает подход одного из его базовых преимуществ — оперативности. Актуальной проблемой является и отсутствие четких требований к квалификации профессиональных медиаторов. Кроме того, не установлены пределы стоимости услуг таких специалистов, что создает угрозу монополизации института.
«В любом случае, считаю, что у медиативного подхода есть все предпосылки стать эффективным инструментом регулирования правоотношений в России. Однако нужно дорабатывать имеющееся законодательство», — резюмировал глава российского нотариата.
На данный момент разработку законопроекта, направленного на совершенствование нормативного регулирования института медиации, ведет Министерство юстиции. Об этом сообщил заместитель директора Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста Антон Бенов. По его словам, проект может быть опубликован в первом квартале следующего года.
Участие в разработке законопроекта принимает Торгово-промышленная палата, указал вице-президент ТПП Вадим Чубаров. Организация уже поддержала ряд положений, предложенных Минюстом. Однако, как заметил вице-президент ТПП, важно решить вопрос не только с правовым урегулированием медиации, но и стимулировать интерес сторон к данной процедуре.
Необходимость комплексного правового регулирования медиации отметил и статс-секретарь — вице-президент по правовому регулированию и правоприменению Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин. Он перечислил, какие позиции следует регламентировать.
«Это процедура присвоения и прекращения статуса медиатора, введение открытого единого реестра медиаторов, закрепление требований к программе подготовки медиаторов и определение, кто эту программу утвердит, — рассказал спикер. — Организация квалификационных экзаменов для медиаторов, контроль за качеством этих экзаменов, утверждение стандартов профессиональной деятельности и правил деловой этики».
Также участие в дискуссии приняли заместитель руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ — начальник Управления судебной защиты Уммупазиль Омарова, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов России Владимир Кузнецов, президент Союза судебных экспертов России Виталий Бегеза, генеральный директор Центра медиации Ассоциации юристов России Юлия Яковлева, директор Центра медиации СПбГУ Евгения Жомнир, профессор Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС Карина Пономарева и другие спикеры.